вторник, 29 марта 2011 г.

как написать комментарий к части"С"


Комментарий (часть «с»)
ВИДЫ КОММЕНТАРИЯ:
Текстуальный— объясняет текст, следует за автором в раскрытии проблемы
Концепционный— даются различного рода интерпретации
Как проследить развитие авторской мысли в тексте
Для этого нужно:
  •  Исходный текст разделить на микротемы ( предложения, объединённые одной мыслью и отражающие определённый аспект проблемы)
  •   Выделить основную мысль каждой микротемы
  •  Сформулировать данную мысль
  •   Записать эту мысль в виде пункта плана
Читаем исходный текст
1)С самого рождения главным человеком для меня стала мать моей матери Александра Ивановна Петрова.(2)Её я никогда не называла бабушкой—  только мамой.
·  (3)Сорокалетняя бабушка взяла на себя бремя материнства—  бессонные ночи, борьбу с детскими хворями, большие и маленькие заботы, когда родила, не выходя замуж, дочка Зиночка, из четверых её детей самая любимая, хорошенькая и добрая. (4) А дочери дала возможность заняться устройством личной жизни, что та и смогла сделать. (5) Когда началась война, двадцатидвухлетняя Зиночка, всю жизнь боявшаяся резких слов, вздрагивавшая от громкого голоса, пошла на фронт вместе с мужем, а спустя пять фронтовых лет разделила с ним кочевую жизнь военнослужащего…
·  (6) Я хорошо помню, как она во время своих редких приездов в Москву водила меня , семилетнюю, гулять по заснеженному Замоскворечью. (7) Время от времени останавливалась, наклонялась ко мне и , глядя на меня своими большими  голубыми  глазами, просила сказать ей: «Мама». (8)Я упорно твердила: «Зина». (9)Когда я повзрослела, тем более не могла называть её мамой.(10)Мне казалось, что это было бы предательством по отношению к Матери.(11) Сейчас, когда прошло столько лет, я, конечно, жалею о тогдашнем своём упрямстве, о том, что так  никогда и не назвала мамой родившую меня женщину. (12)Она не могла настаивать, требовать, заявлять о своих правах на дочь и только плакала. (13)Я осталась в доме на Вишняковском, прожила вместе с Матерью до своих тридцати лет и благодарна судьбе за это.
·  (14)В школу мы с Матерью пошли вместе: я стала первоклассницей, а она— членом, а затем и председателем родительского комитета. (15)Мать делала много полезного: она устраивала всякого рода «мероприятия», ходила к родителям нерадивых учеников, добивалась бесплатных завтраков и ботинок для ребят из бедных семей. (16)У многих отцы погибли на фронте, а у некоторых стали жертвами предвоенных репрессий.
·  (17)Наши с Матерью отношения не были сплошной идиллией— случались размолвки, мои капризы и непослушание.(18)Единственным наказанием, которое Мать применяла по отношению ко мне в случаях моих провинностей, было молчание.(19)Со всеми домочадцами разговаривает, со мной— ни слова.(20)Я лишалась общения, не могла ничем заняться, не в силах была долго терпеть свою изоляцию и  «одумывалась».
·  (21)Мать любила читать. (22)В доме было много хороших книг, их покупали, обязательно дарили на праздники. (23)Не учившаяся никогда музыке, она позаботилась о том. Чтобы я научилась играть— дома было пианино. (24)А театр? (25)Чаще всего мы ходили в филиал  Малого на Ордынке, в наш «придворный», как мы его называли, театр— близко от нашего дома.
·  (26)Я была домашним ребёнком— не ходила в детский сад, не ездила в пионерский лагерь. (27)Первый раз разлучилась ненадолго с Матерью, когда мне было шестнадцать лет. 928)Мать отпустила меня с тётей Шурой на юг, в санаторий.(29)Отвечая на моё посланное  из Анапы в Москву письмо (живём с Шурой в разных комнатах, очень  жарко, на пляж  ходить далеко, еда невкусная и т.д.  и т.п.),  Мать пишет: «Танюша, дорогая, надо учиться жить так, чтобы видеть хорошее, и тогда будет меньше недовольства, да и жить будет веселее».
·  (30)…В шестьдесят с небольшим  Мать тяжело заболела.(31)Опасаясь за неё и не в силах скрыть своей боязни остаться вдруг без согревающего меня всю жизнь крыла, я спросила: «Мама, ты поправишься?» (32)Мой эгоизм («Как буду жить без неё?») поставил вместо  утверждающей точки или восклицательного знака трусливый вопросительный знак. (33)Мать ответила: «Не бойся, поправлюсь. Мне ещё надо дорастить тебя».
(По Т.Щегловой)

Вариант№1   идём по тексту
Аспекты проблемы
Комментарий
Александра Ивановна ради счастья любимой дочери в 40 лет взяла на себя бремя материнства
Автор объясняет, почему бабушка заменила рассказчице родную мать: жизненные обстоятельства не позволили Зиночке заниматься дочерью.
Рассказчица с детства считала бабушку матерью, поэтому ей непонятны были страдания родной матери.
Татьяна Щеглова также позволяет читателю увидеть и трагедию родной матери, оказавшейся не в состоянии воспитывать девочку, и позднее раскаяние рассказчицы, так и не назвавшей мамой родившую её женщину.
Мать свою жизнь подчинила интересам внучки
Автор помогает читателю понять причины того, почему бабушка стала для повествовательницы Матерью с большой буквы: Александра Ивановна свою жизнь подчинила интересам внучки, всесторонне развивая её и обучая умению жить в мире и гармонии с  собой и окружающими людьми.
Мать сделала так, что даже временное лишение общения для рассказчицы становится невыносимым
Мать развивала внучку духовно, всесторонне, давая ей то, чего сама была лишена
Мать учила внучку жить в мире и гармонии с людьми и с самой собой.
Мать понимает тревогу дочери, страх остаться в одиночестве, и это придаёт ей силы бороться с болезнью.
Татьяна Щеглова заставляет читателя задуматься о подвиге материнства, об истинном значении слова «Мать»

Комментарий должен завершиться тезисом, в котором изложена позиция автора по рассматриваемой проблеме





Вариант №2
Определяем, к какой области относится проблема ( Нравственная, морально-этическая…)
Актуальность  (почему?)
Потому что даёт возможность понять:
§  Что значит быть матерью
§  Почему материнство— это не только инстинкт, но и жертвенная любовь, и обмен отношениями
§  Как овладеть искусством стать настоящей матерью
Потому что
§  Заставляет задуматься об ответственности быть матерью
§  Позволяет увидеть один из вариантов истинного материнства
§  Понять, что с рождением ребёнка мать принимает на себя массу проблем и обязанностей
§  Помогает убедиться, что только в тесном взаимодействии возникает духовное единение матери и ребёнка…..

Важно: используй речевые клише
Начало комментария
Проблему автор раскрывает на примере..
Комментируя данную проблему, хочется отметить её (типичность, актуальность, новизну…)
Продолжение
Автор одним из первых привлёк внимание читателя…
Автор обосновывает справедливость своих суждений, используя…
Автор, осмысливая эту ситуацию, пишет…
Автору важно убедить читателя в том, что…
Финал
Таким образом, авторская позиция по исследуемой проблеме очевидна:…
Автор считает, что…
Сложно не согласиться с авторской позицией:…
Автор убеждён:…
Мнение автора по данной проблеме очевидно:…
……………

Комментариев нет:

счетчик посещений