Комментарий (часть «с»)
ВИДЫ КОММЕНТАРИЯ:
Текстуальный— объясняет текст, следует за автором в раскрытии проблемы
Концепционный— даются различного рода интерпретации
Как проследить развитие авторской мысли в тексте
Для этого нужно:
- Исходный текст разделить на микротемы ( предложения, объединённые одной мыслью и отражающие определённый аспект проблемы)
- Выделить основную мысль каждой микротемы
- Сформулировать данную мысль
- Записать эту мысль в виде пункта плана
Читаем исходный текст
1)С самого рождения главным человеком для меня стала мать моей матери Александра Ивановна Петрова.(2)Её я никогда не называла бабушкой— только мамой.
· (3)Сорокалетняя бабушка взяла на себя бремя материнства— бессонные ночи, борьбу с детскими хворями, большие и маленькие заботы, когда родила, не выходя замуж, дочка Зиночка, из четверых её детей самая любимая, хорошенькая и добрая. (4) А дочери дала возможность заняться устройством личной жизни, что та и смогла сделать. (5) Когда началась война, двадцатидвухлетняя Зиночка, всю жизнь боявшаяся резких слов, вздрагивавшая от громкого голоса, пошла на фронт вместе с мужем, а спустя пять фронтовых лет разделила с ним кочевую жизнь военнослужащего…
· (6) Я хорошо помню, как она во время своих редких приездов в Москву водила меня , семилетнюю, гулять по заснеженному Замоскворечью. (7) Время от времени останавливалась, наклонялась ко мне и , глядя на меня своими большими голубыми глазами, просила сказать ей: «Мама». (8)Я упорно твердила: «Зина». (9)Когда я повзрослела, тем более не могла называть её мамой.(10)Мне казалось, что это было бы предательством по отношению к Матери.(11) Сейчас, когда прошло столько лет, я, конечно, жалею о тогдашнем своём упрямстве, о том, что так никогда и не назвала мамой родившую меня женщину. (12)Она не могла настаивать, требовать, заявлять о своих правах на дочь и только плакала. (13)Я осталась в доме на Вишняковском, прожила вместе с Матерью до своих тридцати лет и благодарна судьбе за это.
· (14)В школу мы с Матерью пошли вместе: я стала первоклассницей, а она— членом, а затем и председателем родительского комитета. (15)Мать делала много полезного: она устраивала всякого рода «мероприятия», ходила к родителям нерадивых учеников, добивалась бесплатных завтраков и ботинок для ребят из бедных семей. (16)У многих отцы погибли на фронте, а у некоторых стали жертвами предвоенных репрессий.
· (17)Наши с Матерью отношения не были сплошной идиллией— случались размолвки, мои капризы и непослушание.(18)Единственным наказанием, которое Мать применяла по отношению ко мне в случаях моих провинностей, было молчание.(19)Со всеми домочадцами разговаривает, со мной— ни слова.(20)Я лишалась общения, не могла ничем заняться, не в силах была долго терпеть свою изоляцию и «одумывалась».
· (21)Мать любила читать. (22)В доме было много хороших книг, их покупали, обязательно дарили на праздники. (23)Не учившаяся никогда музыке, она позаботилась о том. Чтобы я научилась играть— дома было пианино. (24)А театр? (25)Чаще всего мы ходили в филиал Малого на Ордынке, в наш «придворный», как мы его называли, театр— близко от нашего дома.
· (26)Я была домашним ребёнком— не ходила в детский сад, не ездила в пионерский лагерь. (27)Первый раз разлучилась ненадолго с Матерью, когда мне было шестнадцать лет. 928)Мать отпустила меня с тётей Шурой на юг, в санаторий.(29)Отвечая на моё посланное из Анапы в Москву письмо (живём с Шурой в разных комнатах, очень жарко, на пляж ходить далеко, еда невкусная и т.д. и т.п.), Мать пишет: «Танюша, дорогая, надо учиться жить так, чтобы видеть хорошее, и тогда будет меньше недовольства, да и жить будет веселее».
· (30)…В шестьдесят с небольшим Мать тяжело заболела.(31)Опасаясь за неё и не в силах скрыть своей боязни остаться вдруг без согревающего меня всю жизнь крыла, я спросила: «Мама, ты поправишься?» (32)Мой эгоизм («Как буду жить без неё?») поставил вместо утверждающей точки или восклицательного знака трусливый вопросительный знак. (33)Мать ответила: «Не бойся, поправлюсь. Мне ещё надо дорастить тебя».
(По Т.Щегловой)
Вариант№1 идём по тексту
Аспекты проблемы | Комментарий |
Александра Ивановна ради счастья любимой дочери в 40 лет взяла на себя бремя материнства | Автор объясняет, почему бабушка заменила рассказчице родную мать: жизненные обстоятельства не позволили Зиночке заниматься дочерью. |
Рассказчица с детства считала бабушку матерью, поэтому ей непонятны были страдания родной матери. | Татьяна Щеглова также позволяет читателю увидеть и трагедию родной матери, оказавшейся не в состоянии воспитывать девочку, и позднее раскаяние рассказчицы, так и не назвавшей мамой родившую её женщину. |
Мать свою жизнь подчинила интересам внучки | Автор помогает читателю понять причины того, почему бабушка стала для повествовательницы Матерью с большой буквы: Александра Ивановна свою жизнь подчинила интересам внучки, всесторонне развивая её и обучая умению жить в мире и гармонии с собой и окружающими людьми. |
Мать сделала так, что даже временное лишение общения для рассказчицы становится невыносимым | |
Мать развивала внучку духовно, всесторонне, давая ей то, чего сама была лишена | |
Мать учила внучку жить в мире и гармонии с людьми и с самой собой. | |
Мать понимает тревогу дочери, страх остаться в одиночестве, и это придаёт ей силы бороться с болезнью. | Татьяна Щеглова заставляет читателя задуматься о подвиге материнства, об истинном значении слова «Мать» |
Комментарий должен завершиться тезисом, в котором изложена позиция автора по рассматриваемой проблеме
Вариант №2
Определяем, к какой области относится проблема ( Нравственная, морально-этическая…)
Актуальность (почему?)
Потому что даёт возможность понять:
§ Что значит быть матерью
§ Почему материнство— это не только инстинкт, но и жертвенная любовь, и обмен отношениями
§ Как овладеть искусством стать настоящей матерью
Потому что
§ Заставляет задуматься об ответственности быть матерью
§ Позволяет увидеть один из вариантов истинного материнства
§ Понять, что с рождением ребёнка мать принимает на себя массу проблем и обязанностей
§ Помогает убедиться, что только в тесном взаимодействии возникает духовное единение матери и ребёнка…..
Важно: используй речевые клише
Начало комментария | Проблему автор раскрывает на примере.. Комментируя данную проблему, хочется отметить её (типичность, актуальность, новизну…) |
Продолжение | Автор одним из первых привлёк внимание читателя… Автор обосновывает справедливость своих суждений, используя… Автор, осмысливая эту ситуацию, пишет… Автору важно убедить читателя в том, что… |
Финал | Таким образом, авторская позиция по исследуемой проблеме очевидна:… Автор считает, что… Сложно не согласиться с авторской позицией:… Автор убеждён:… Мнение автора по данной проблеме очевидно:… …………… |
Комментариев нет:
Добавлять новые комментарии запрещено.